Казахский научно-исследовательский институт культуры
ТОО «Казахский научно-исследовательский институт культуры»

«Протогородское поселение бронзового века Токсанбай на Устюрте» 2018

3 МАТЕРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ПОСЕЛЕНИЯ ТОКСАНБАЙ

Материальный комплекс поселения Токсанбай достаточно разнообразен и включает изделия из кости, камня, керамику, а также в нем присутствуют следы металлургического производства. Полученный при раскопках инвентарь демонстрирует высокое развитие ремесленных навыков населения северо-восточного Прикаспия на рубеже III-II и в первой половине II тысячелетия до н.э.

О том, что на поселении активно отливали изделия из металла свидетельствуют многочисленные следы металлургического производства: металлургические шлаки в виде бесформенных комков, кусочки и слитки меди в виде шариков, капелек и лепешечек, обломки тиглей, песты и ступки для дробления руды, металлические изделия были обнаружены в разных частях поселения.

Разнообразен инвентарь бронзовых изделий. Среди них ножи, шилья, проколки, пробойник. Из известных трех плоских двулезвийных ножей наиболее оригинальна форма сохранившегося почти полностью ножа с лопаточковидным лезвием, подовальным острием. Черенок у этого ножа короткий и широкий, расширяющийся и закругляющийся на конце, в сечении плоский. Общая длина этого ножа 9,6 см. Такие однотипные ножи архаичной формы, кроме Центральной Азии, отмечены в памятниках европейской степной бронзы - ямной, полтавкинской, катакомбной культур. Известно, что ножи этого типа были распространены в конце III - первой половине II тыс. до н.э., а к середине II тыс до н.э выходят из употребления.

Шилья представлены двумя типами. Первый тип составили два обоюдоострых шила - прямоугольное и квадратное в сечении с двумя рабочими концами. Второй, усложненный, тип представлен двумя шильями с одним рабочим концом, и уплощенным черенком. У обоих рабочий конец имеет круглое, а стержень квадратное сечение. Общая длина шила 10 см. Второе шило, деформировано, имело в длину 5,8 см. Четырехгранные шилья с уплощенным черенком были распространены у степных племен Евразии в андроновское время.

Пробойник имеет массивный четырехгранной формы стержень, длиной 9,6 см, сужающийся книзу (конец обломан). В верхней части отверстие-втулка клиновидной формы, в которую, видимо, вставлялась деревянная ручка. Несмотря на развитие металлургического производства, в хозяйстве по-прежнему широко применялись кремневые орудия труда и оружие - наконечники дротиков и стрел, сверла, тесла, скребки. Основная масса наконечников изготовлена сложной техникой отжимной ретуши. Эта техника возникла еще в эпоху мезолита. В качестве сырья для изготовления орудий использовались халцедонолиты и кварциты. Орудия, а особенно оружие, характеризуются совершенной техникой обработки и изготовления. Судя по количеству и качеству изделий из камня, каменная индустрия на поселении была освоена в совершенстве. В этот период производство каменных наконечников стрел и дротиков приобретает массовый характер.

Для изготовления «утюжков», абразивных плиток, пестов, терочников разной формы, шаров и рубящих орудий использовали известняк, известняк-ракушечник и песчаник.

Среди каменных изделий выделяется терка, одна из сторон которой оформлена зооморфным изображением, по нашему предположению, головы барана. В плане предмет овальной формы, одна из торцовых граней которого сужена. Изделие сохранилось лишь наполовину. Поверхность терки хорошо зашлифована. По заключению трасолога использовали изделие не долго, и растирали на ней мягкие субстанции, вероятно злаки или охру. Подобные предметы, со скульптурным изображением головы барана, хорошо известны на территории Евразии и часто применялись в обрядовой практике.

Охотничье-промысловая деятельность способствовала накоплению костного сырья, которое использовалось для изготовления орудий труда. Коллекцию костяных изделий составили: долота, тупики, проколки-шилья, лощила, шпатели, штампы, скребки, а также заготовки со следами обработки - надрезами, сколами. Широко применялись в качестве лощил обработанные астрагалы мелкого рогатого скота. Лощила использовались в керамическом и кожевенном производстве. В этих же отраслях домашнего производства использовались шпатели, среди которых имеются лопаточковидные, с узкой рукояткой, изготовленные из фрагментов плоских костей. Штампы и штампы-шпатели изготовлялись из фрагментов различных костей, они использовались для нанесения орнамента и заглаживания поверхности глиняных сосудов.

Очень интересные данные были получены при обработке керамического материала (Рисунок. 16-33). Судя по вещественным остаткам, культурные напластования поселения, содержат артефакты, как с местными технологическими традициями, так и с многочисленными признаками иноэтнических влияний, привнесенных в результате волн миграционных процессов. Проведенное технико-технологическое исследование, как целых сосудов, так и фрагментов керамики, позволило выявить, общие и характерные черты керамического производства.

В качестве исходного сырья устюртские гончары использовали ожелезненные глины с естественной примесью известняка и песка. Петрографический анализ позволил зафиксировать два рецепта формовочной массы, с абсолютным преобладанием первого: глина+дресва (органогенный известняк+органика (навоз), глина+шамот+органика (навоз). При исследовании начинов сосудов было зафиксировано несколько программ конструирования: донная, донно-емкостная и емкостная (с заметным преобладанием первой). Во всех случаях был использован кольцевой налеп. Во всех трех программах с внутренней стороны место соединения дна и тулова часто обработано твердым орудием с округлым рабочим краем. Некоторая часть сосудов сформована ленточно-кольцевым налепом. Рельеф лент некоторых сосудов отчетливо читается на поверхности. Ширина лент колеблется от 2 - 4 см. Соединялись ленты друг с другом «в нахлест». Так же были зафиксированы жгуты шириной 1 см. Единично отмечается лоскутно-кольцевой налеп. Кроме этого было зафиксировано моделирование сосудана твердом шаблоне.

В коллекции керамики преобладают сосуды с прямыми или слабопрофилированными стенками Срез венчика чаще был уплощен, реже скошен вовнутрь или наружу. При анализе верхних частей сосудов было отмечено, что подавляющее количество венчиков имеют следы от твердого орудия или гальки. Видимо, это связано с тем, что в процессе изготовления сосуда, обработки его внешней поверхности и сушки, изделие долгое время находился в положении на «устье». Почти у всех сосудов крупных и средних размеров, шейка чуть толще, чем стенки сосуда, так как под срезом венчика, поверху ленты накладывали еще одну, видимо для укрепления «устья» сосуда. При этом на внешней и внутренней кромке венчиков образовывались «некрасивые» наплывы, которые затем убирались вышеописанными инструментами, также отмечены волнистые венчики, формуемые пальцами гончара. Дальнейшее формообразование происходило при помощи выбивки стенок сосуда колотушкой или галькой с гладким рабочим краем, а в одном случае, зафиксированы следы выбивки колотушкой через ткань. Для обработки поверхности сосудов применялись приемы заглаживания с использованием зубчатого штампа, твердого инструмента (деревянное?), кусочков кожи, кости и щепы; а также производилась замывка и обмазка (внешняя, а местами и внутренняя поверхность некоторых сосудов покрыта светлым тонким слоем обмазки из глины, толщиной от 0,05 до 0,2 мм). Кроме того, поверхность сосудов лощилась и заглаживалась, а в некоторых случаях покрывалась охрой. Сушка сосудов протекала в рациональном режиме. Все сосуды имеют следы кострового обжига: слоистость излома (темно-серая или черная середина излома при светлых краевых участках). Обжиг восстановительный, до 700°.

Для определения историко-культурной и хронологической принадлежности поселения необходим анализ и типология керамического материла.

Описание фрагментов керамики найденных на северо-восточном склоне поселении.

Описание венчиков:

  • Фрагмент венчика. Венчик прямой, выделен линией, которая четко отделяет его от плечика. Толщина составляет 0,7 см. По всей поверхности венчика нанесен орнамент в виде насечек (Рисунок.16).
  • Фрагмент венчика толстостенного сосуда. Губы заостренные, венчик отделен от плечика широкой полосой, край венчика оформлен заостренным бортиком. На поверхности заостренного бортика, имеются косые линии нанесенные крупным гребенчатым штампом. Поверхность широкой полосы орнаментирована горизонтальным елочным орнаментом. Орнамент нанесен гребенчатым штампом. Толщина венчика 1 см, в изломе видны крупные примеси (Рисунок.16).
  • Фрагмент венчика. Венчик, от сосуда с прямыми стенками. Поверхность полностью орнаментирована горизонтальными линиями, которые образуют треугольники остриями на право, а другая противоположная остриями на лево, там, где пересекаются конечные линии обоих треугольников образуются вафельный орнамент. Фрагмент венчика темно-серого цвета, толщиной 8 мм (Рисунок.16).
  • Фрагмент венчика большого шаровидного сосуда. Венчик отогнут на 45˚ наружу. Губы, заостренные наискосок и наружу, поверхность оформлена сдвоенными углублениями круглой формы по всему периметру. Толщина края венчика 1 см, а ближе к плечику 6 мм. Поверхность лощенная, фиксируются слабозаметные линии, от некого жесткого предмета, которым производилось лощение (Рисунок.16).
  • Венчик прямой, губы плоские, толщиной 6 мм. Поверхность орнаментирована тремя косыми тонкими линиями, по крайним наклонно направленным вниз имеются насечки. В общей композиций орнамент напоминает елку. На краю венчика слабо прослеживается линия канелюра, к плечику утолщение достигает 1,1 см (Рисунок.16).
  • Фрагмент венчика сосуда с прямыми стенками. Венчик хорошо выделен широкой полоской 2,7 см. Поверхность выделенной полосы орнаментирована косыми линиями. Линии прочерчены мелким гребенчатым штампом (Рисунок.16).
  • Фрагмент венчика, не орнаментированного сосуда. Губы венчика скошены во внутреннюю часть. Венчик выделен двумя линиями канелюра, шириной 7 мм. Поверхность лощенная, темно-серого цвета (Рисунок.16).
  • Фрагмент венчика, большого сосуда. Губы венчика широкие, шириной 1,4 см. На поверхности имеется одна линия канелюра. По двум краям линии канелюра в ряд нанесены насечки зернистой формы (Рисунок.17).
  • Фрагмент венчика. Губы плоские. Поверхность орнаментирована горизонтальным елочным орнаментом. Орнамент нанесен гребенчатым штампом среднего размера. Граница между венчиком и плечиком оформлена пальцевыми защипками по всему периметру. Толщина стенки 1,1 см, в изломе видны крупные примеси песка (Рисунок.17).
  • Фрагмент венчика, венчик отогнут наружу. Края венчика оформлены четко выделенным бортиком. Губы плоские, срезаны в наружную сторону. Поверхность лощенная, темно-серого цвета. На поверхности прослеживается несколько простые линии, прочерченные косыми линиями (Рисунок.17).
  • Фрагмент венчика сосуда с широкой горловиной. Губы плоские, на поверхности по всему периметру сделаны косые насечки в виде штампа треугольной формы в два ряда нанесен орнамент. Поверхность светло-серого цвета, в изломе хорошо видны крупные вкрапления (Рисунок.17).
  • Фрагмент венчика сосуда с прямыми стенками. На поверхность плоских губ гребенчатым штампом нанесены косые насечки. Край венчика четко отделен одной линией канелюра, шириной 4 мм, глубиной 2 мм. Поверхность лощенная, темно-серого цвета, так же имеются следы нагара. Венчик орнаментирован линями, седлаными крупным гребенчатым штампом (Рисунок.17).
  • Фрагмент венчика, тонкостенного сосуда. Венчик слабо выделен. Ближе краю нанесена линия, которая образует бортик. На поверхности начерчены примитивные треугольники (Рисунок.18).
  • Венчик, от сосуда с прямыми стенками. Темно-серого цвета, поверхность лощеная. В изломе хорошо видны крупные частицы примеси. На поверхность нанесены линии, образующие горизонтальный елочный орнамент. Имеются следы сверление, вероятно отверстия для подвешивания сосуда (Рисунок.18).
  • Фрагмент венчика толстостенного сосуда. Фрагмент светло-красного цвета, в изломе виды примеси. Губа плоская. На поверхности имеется елочный орнамент (Рисунок.18).
  • Венчик, губы плоские, срезаны наискосок во внутрь. Край венчика выделен бортиком, на поверхности по всему периметру нанесен штамп виде треугольника (Рисунок.18).
  • Венчик, от сосуда с прямыми стенками. Губы плоские, есть следы небрежно седланых линий. На поверхности так же небрежно нанесены четыре линии методом прочерчивания. По крайним прочерченным линям, дополнительно оформлена орнаментация в виде точек (Рисунок.18).
  • Фрагмент венчика светло-коричневого цвета, в изломе темно-серого цвета. Поверхность орнаментирована горизонтальным елочным орнаментом. На месте где сходятся противоположные линии треугольников образуется ромб (Рисунок.18).
  • Фрагмент венчика, светло-коричневого цвета. На поверхности прослеживается пятна не ровного обжига. Венчик отделяет от плечика слабо выделенная полоса. Поверхность орнаментирована насечками, в композиции составляет елочный орнамент (Рисунок.19).
  • Венчик сосуда, с прямыми стенками. Венчик темно-серого цвета. Поверхность лощенная, так же крупным гребенчатым штампом нанесены косые линии (Рисунок.19).
  • Венчик сосуда с прямыми стенками. Губы срезаны наискосок в наружную сторону. Орнамент представлен геометрическими формами. Линии образуют треугольники вершинами вверх. Поверх крайних линий, прочерчены насечки треугольной формы. Толщина венчика 1 см, в изломе видны крупные примеси (Рисунок.20).
  • Фрагмент венчика. Губы сглажены. Поверхность лощенная, на поверхности начерчены три линии (Рисунок.20).
  • Фрагмент венчика сосуда. Венчик тонкостенного сосуда с прямыми стенками. Поверхность лощенная, светло-серого цвета (Рисунок.20).
  • Фрагмент венчика толстостенного сосуда. Толщина составляет 1,4 см. Губа, скошена во внутреннюю часть. Поверхность темно-серого цвета, в изломе хорошо видны крупнозернистые примеси. Орнаментирован косыми линями (Рисунок.20).
  • Не большой фрагмент венчика темно-серого цвета. Поверхность лощенная до блеска. Губа плоская, орнаментирована косыми линиями. Орнамент нанесен мелким гребенчатым штампом. Поверхность сосуда без орнамента (Рисунок.20).
  • Фрагмент венчика, сосуда с прямыми стенками. Сосуд без орнамента. Поверхность лощеная, светло-серого цвета. Имеются отверстия, скорее всего для подвешивания (Рисунок.20).
  • Фрагмент венчика сосуда с прямыми стенками. Губы плоские, орнаментированы косыми насечками. По краю имеется слабо выраженный канелюр. Вся поверхность орнаментирована. Орнамент представлен треугольниками вершинами верх, по крайним линям дополнительно нанесены насечки напоминающие иголочки. Композиционно напоминает елочный (Рисунок.20).
  • Фрагмент венчика толстостенного сосуда. Толщина венчика 1,1 см. Края губ оформлены волнистыми линиями. На поверхности нанесены геометрические линии (Рисунок.20).
  • Фрагмент венчика тонкостенного сосуда. Губы выражены, и оформлены в виде грибовидной шапочки, что достигнуто благодаря широкой полосе канелюра (Рисунок.20).
  • Рисунок Б.17 - Фрагменты венчиков и стенок сосудов. Северо-восточный склон Фото 2
  • Рисунок 20. Венчики и стенки сосудов с орнаментом с северо-восточного склона поселения Фото 2

Описание фрагментов сосудов найденных на северо-западном склоне поселения.

  • Фрагмент венчика тонкостенного сосуда. По краям губ нанесен штамп в форме треугольника. Такие же штампы нанесены на поверхность в три ряда. Поверхность светло-коричневого цвета. На изломе серого цвета, хорошо прослеживается крупные зернистые примеси (Рисунок.21).
  • Фрагмент венчика. Губы срезаны с наружной стороны. Срезанная площадка, орнаментирована косыми линиями. Конец срезанной площадки, оформлен виде ребра (фриз). Поверхность орнаментирована параллельными косыми линиями, пространство этих линии наполнено косыми нарезными полосами (Рисунок.21).
  • Фрагмент венчика темно-серого цвета. Губы с внутренней части имеет грань, это придает венчику изогнутую во внутреннюю сторону форму. На поверхности имеются следы копоти. Орнаментирован несколькими волнистыми линиями. Орнамент нанесен крупным гребенчатым штампом (Рисунок.21).
  • Фрагмент венчика толстостенного сосуда. Венчик слабо изогнут наружу. Венчик темно-серого цвета, в изломе хорошо видны примеси крупнозернистого песка. Сосуд, без орнамента (Рисунок.21).
  • Фрагмент венчика тонкостенного сосуда. Губы плоские. Поверхность орнаментирована шестью ребристыми параллельными линиями, которые прерывают косые линии, образовывая таким образом треугольники (Рисунок.21).
  • Венчик от сосуда с прямыми стенками. На поверхности, ближе к краям, прочерчена линия состоящая из маленьких треугольников. Вся остальная часть, так же орнаментированы линиями, которые образуют большие треугольные фигуры (Рисунок.21).
  • Небольшой фрагмент венчика. Губы плоские. Края венчика оформлены хорошо выраженным бордюром квадратной формы. Бордюр орнаментирован косыми линями, которые нанесены мелким гребенчатым штампом. Затем идут две линии канелюра, между которыми фриз в виде шнура. На поверхность мелким гребенчатым штампом нанесены такие же косые линии (Рисунок.21).
  • Фрагмент венчика толстостенного сосуда. Стенки сосуда толщиной 1,4 см, темно-серого цвета. В изломе хорошо видные крупные частицы примеси. Губы плоские. По краю венчика нанесена одна линия канелюра. Орнамент в виде треугольников нанесеных штриховкой (Рисунок.21).
  • Фрагмент стенки толстостенного сосуда. Толщина составляет 1,1 см, поверхность темно-серого цвета. Орнаментирована линиями, которые образуют геометрические фигуры. Пространство между параллельными линями заполнено точками. Точки сделаны острой палочкой (Рисунок.21).
  • Фрагмент толстостенного сосуда. Толщина составляет 1 см, поверхность светло-коричневого цвета. В изломе светло-серого цвета, так же хорошо видны крупные частицы примеси. Поверхность орнаментирована несколькими параллельными ребристыми линиями. Во внутренней части имеются следы выравнивание жестким предметом (Рисунок.21).
  • Фрагмент дна тонкостенного сосуда. Дно плоское, толщина 0,8 см. Поверхность лощенная, темно-серого цвета. Судя по фрагменту, сосуд был баночной формы, не орнаментирован(Рисунок.22).
  • Фрагмент венчика тонкостенного сосуда. Губы отогнуты в наружную сторону слегка срезаны. Не орнаментирован, только ближе краю венчика небрежно сделаны два параллельные линии (Рисунок.22).
  • Фрагмент венчика. Губы слегка утонченные. По краям по всей окружности имеются вдавление круглой формы, затем следуют три параллельные тонкие линии, которые заканчиваются зигзагообразными полосами (Рисунок.22).
  • Фрагмент предплечика тонкостенного сосуда. Поверхность светло-серого цвета, а внутренняя и в изломе темно-серого цвета. Предплечик от венчика оделяет тонкая линия, в верхней части орнаментирован засечками сделанными средним гребенчатым штампом. В нижней части нанесена зигзагообразная линия (Рисунок.22).
  • Фрагмент венчика тонкостенного сосуда. Губы плоские, слегка срезаны во внутреннюю сторону. Орнамент представляет косые полоски в три ряда. Параллельно с крайней полосой, в ряд сделаны насечки (Рисунок.22).
  • Фрагмент венчика сосуда с прямыми стенками. Толщина стенки составляет 0,6 см. Губы плоские, венчик слегка отодвинут наружу. Поверхность орнаментирована несколькими параллельными линиями в виде зигзага. Выполнен остроконечным штампом (Рисунок.22).
  • Фрагмент стенки сосуда. Поверхность темно-серого цвета. Орнаментирован треугольниками, внутреннее пространство которых заштриховано линиями. Вдоль крайней линии дополнительно нанесены насечки (Рисунок.22).
  • Фрагмент стенки сосуда. Толщина стенки составляет 1,1 см, поверхность полностью орнаментирована. Орнамент елочный, крупного масштаба. Поверхность светло-серого цвета. На поверхности и в изломе видны крупные частицы примеси (Рисунок.23).
  • Фрагмент венчика сосуда крупного размера. Губы плоские, венчик прямой. Поверхность светло-серого цвета. Орнамент состоит из двух параллельных линии. Линии рельефные, волнообразные (Рисунок.23).
  • Фрагмент венчика. Губы венчика срезаны с внутренней стороны, благодаря чему края венчика слегка согнуты наружу. Поверхность не орнаментирована, оформление ограничено лишь одной линией канелюра (Рисунок.23).
  • Фрагмент стенки крупного сосуда. Судя по фрагменту, стенки сосуда были прямыми. Поверхность не орнаментирована. С внутренней стороны видны следы сглаживания, а также нагар (Рисунок.23).
  • Фрагмент стенки сосуда. Судя по фрагменту, сосуд изготовлен на очень низком уровне. В изломе видно, что в тесте формовочной массы много примеси, что явилось причиной расслоения. На поверхности нанесен примитивным подчеркиванием елочный орнамент (Рисунок.23).

Описание фрагментов сосудов найденных на южном склоне поселения

  • Фрагмент туловища сосуда горшечной формы. Стенки сосуда тонкие 0,5 см. Поверхность лощенная, темно-серого цвета. Поверхность без орнамента, имеются следы нагара (Рисунок.24).
  • Фрагмент предплечика тонкостенного сосуда. Поверхность темно-серого цвета. По изогнутости предплечика, можно судит, что сосуд был котлообразным. Поверхность орнаментирована геометрическими знаками, преимущественно вертикальными ромбами. Линии ромбов нанесены мелким штампом, внутреннее пространство заштрихованы в аналогичной технике (Рисунок.24).
  • Фрагмент стенки сосуда. На поверхности видны, частицы примеси. В орнаментальной композиции прослеживается несколько параллельных линий. Первая линия простая, вторая представлен мелкими треугольниками, третья нанесена крупным штампом. Поверхность светло-серого цвета, в изломе видны множество частиц примеси (Рисунок.24).
  • Фрагмент венчика сосуда, поверхность которого светло-коричневого цвета. Губы плоские, вся поверхность венчика орнаментирована. Орнамент однотипный, представлен вертикальной елкой, вершины отклонены на лево (Рисунок.24).
  • Фрагмент венчика. Венчик изогнут наружу. Губы заостренные. Орнамент представлен оттисками треугольной формы (Рисунок.24).
  • Фрагмент венчика от тонкостенного сосуда. Губы плоские, от края венчика имеется плоская полоса, поверхность которой орнаментирована штампом треугольной формы. Полоса канелюра дает выразительность и ограничивает пространство венчика от предплечика. Поверх канелюра повторяется тот же орнаментальный мотив (Рисунок.24).
  • Фрагмент венчика. Губы плоские, венчик слегка изогнут. Орнамент елочный (Рисунок.24).
  • Фрагмент венчика крупного сосуда. Края губ скошены с наружной стороны. На поверхности слабо читаются линии орнамента, представленные двумя параллельными линями, внутри которых оставлен штамп треугольной формы (Рисунок.24).
  • Фрагмент стенки сосуда. Поверхность светло-коричневого цвета. Орнаментальная композиция представлена двумя линями. Одна линия широкая, образует горизонтальный зигзаг. Другая отличается только техникой нанесения, нанесена засечками среднего размера, и повторяет форму первого (Рисунок.24).
  • Фрагмент части дна сосуда. Судя по форме дна, сосуд с прямыми стенками. Дно плоское. Поверхность светло-серого цвета, без орнамента (Рисунок.24).
  • Фрагмент венчика толстостенного сосуда. Сосуд крупного размера, стенки сосуда толщиной 1,1 см., а толщина венчика достигает 1,6 см. Губы плоские, слегка срезаны с внутренней стороны. На поверхности данного среза по всему периметру имеется штамп треугольной формы. Венчик четко выражен. Вся поверхность полосы венчика в три ряда орнаментирована штампом треугольной формы. Венчик от предплечика отделяет широкая полоса канелюра (Рисунок.24).
  • Фрагмент венчика. Венчик слегка изогнут во внутрь. Границу изогнутости четко разделяет линия фриза. Орнамент представлен наклонными линями, линии наклонены в левую сторону. На поверхности видны части линии, которые образуют треугольники вершинами вверх. Параллельно крайним линям, дополнительно начерчены штрихи (Рисунок.24).
  • Фрагмент стенки сосуда большого размера. Толщина стенки 1,1 см. По крупному фрагменту можно судит, сосуд был с прямыми стенками, баночной формы. Обжиг слабый состав глиняной массы некачественный. Поверхность светло-серого цвета лощеная и без орнамента (Рисунок.25).
  • Фрагмент венчика. Губы заостренной формы. Венчик выделен полосой, которая намного толще, чем стенки сосуда. Поверхность фрагмента заполнена рельефным орнаментом, нанесенным гребенчатым штампом, в форме треугольников, острие которых свисают вниз (Рисунок.25).
  • Фрагмент венчика. Губы с обеих сторон оформлены защипками, которые образовывают волнистые линии. Поверхность орнаментирована сложными комбинационными орнаментами. В основе орнаментации, лежит геометризм. С края венчика одной линией идут треугольники вершинами верх, далее треугольники в виде елочек вершинами направо, третий ряд наоборот вершинами налево. А пересекающиеся линии образовывают ромбы (Рисунок.25).
  • Фрагмент венчика. Форма губ плоская. Поверхность светло-коричневого цвета. Орнаментирована пересекающимися параллельными линиями. Качество изготовления низкое, в изломе видно множество частиц примеси (Рисунок.25).
  • Фрагмент венчика. Губы плоские, сплющенной формы. Ширина губ составляет 1,8 см. Поверхность светло-коричневого цвета. Венчик выделяется двумя широкими полосами канелюра. Внизу под канелюрами нанесен орнамент в виде наклонных линий. Эти линии сделаны гребенчатым штампом (Рисунок.25).
  • Венчик тонкостенного сосуда. Губы плоские. Поверхность светло-серого цвета, лощеная. Орнамент состоит из простых горизонтальных линии. Имеются насечки наклонные и вертикальные (Рисунок.25).
  • Фрагмент стенок сосуда. Поверхность светло-коричневого цвета, в изломе темно-серого цвета. Орнаментация представлена геометрическими фигурами преимущественно ромбами. Ромбы начерчены несколькими линиями, а также оконтурены с внешней и внутренней стороны линиями из точек. Ближе к придонной части имеются следы нагара (Рисунок.25).
  • Фрагмент придонной части тонкостенного сосуда. Поверхность светло-коричневого цвета. Судя по сохранившей части дно сосуда было плоским. Стенки прямые, сосуд относится баночному типу. Не орнаментирован. В примеси встречаются крупные частицы, а также ракушки (Рисунок.25).
  • Фрагмент тонкостенного сосуда. Внешняя поверхность светло-серого цвета, на внутренней стороне имеются следы копоти. Поверхность орнаментирована елочным орнаментом, несколькими горизонтальными линиями, затем линями насечек (Рисунок.25).
  • Фрагмент стенки крупного сосуда. Толщина стенки 1,4 см. Поверхность светло-серого цвета, во внутренней части имеются следы выравнивания. Орнамент представлен широкими линями, пространство которых заштриховано елочным орнаментом. По излому хорошо прослеживается не качественный обжиг (Рисунок.25).
  • Фрагмент венчика. Губы венчика округленные, слегка изогнуты наружу. Край венчика оделен линей фриза. Поверхность орнаментирована крупным елочным орнаментом. Поверхность темно-серого цвета, внутренняя сторона светлая, хорошо видны следы сглаживания (Рисунок.26).
  • Фрагмент венчика сосуда с прямыми стенками. Губы плоские, края квадратной формы. Края венчика выделены одной параллельной линией. Орнамент представлен только на краю венчика, в виде наклонных нарезных линий. Остальная часть не орнаментированная. Поверхность темно-серого цвета, лощенная. Толщина стенки 0,9 см (Рисунок.26).
  • Фрагмент венчика грубого, толстостенного сосуда. Губы срезаны наискосок с внутренней стороны. Края венчика выделены в виде бортика, поверхность которого орнаментирована нарезными косыми линями. Венчик выделен плоской линей шириной 2,4 см, на поверхности которой начерчены линии зигзага, а также дополнительно нанесены нарезные линии (Рисунок.26).
  • Фрагмент венчика сосуда с прямыми стенками. Губы плоские, ровные. Поверхность темно-серого цвета, в изломе видны мелкие частицы примеси. Орнамент представлен линиями косых треугольников (Рисунок.26).
  • Фрагмент стенки сосуда. Поверхность светло-коричневого цвета. На поверхности нанесен горизонтальный елочный орнамент (Рисунок.26).
  • Фрагмент венчика. Поверхность серебристого цвета, по всей поверхности видны следы крупных частиц примеси. Губы плоские. Орнамент представлен параллельными зигзагообразными линиями (Рисунок.26).
  • Фрагмент придонной части. Слегка изогнут и судя по фрагменту это был сосуд горшечной формы с раздутым туловом. Фрагмент не орнаментирован. В изломе и на поверхности видны частицы примеси белого цвета (Рисунок.26).
  • Фрагмент стенки сосуда. Поверхность светло-коричневого цвета. По всей поверхности нанесен крупномасштабный орнамент в виде заштрихованных треугольников (Рисунок.26).

Описание фрагментов сосудов найденных на юго-западном склоне поселения

  • Фрагмент венчика толстостенного сосуда. Губы плоские, немного сплющены, по краям бортик. Поверхность светло-серого цвета. Имеется три линии канелюра (Рисунок.27).
  • Фрагмент венчика тонкостенного сосуда. Губы плоские, изнутри выделены вдавленной полосой. Ближе к краю орнаментированы клеточным орнаментом ромбической формы. Остальная часть орнаментирована горизонтальным елочным орнаментом. Со внутренней стороны имеются следы сглаживание (Рисунок.27).
  • Фрагмент венчика тонкостенного сосуда. Губы плавные, овальной формы. Поверхность светло-коричневого цвета. Орнамент нанесен нарезным способом, и образуют елочку (Рисунок.27).
  • Фрагмент венчика толстостенного сосуда. Края губ слегка изогнут в наружу. Венчик выделяется, четырьмя линями канелюра, а ближе краям орнаментирована косыми насечками (Рисунок.27).
  • Фрагмент стенки сосуда. Судя по форме фрагмента, сосуд был шаровидной формы. Поверхность светло-коричневого цвета, орнамент представлен линиями, которые образовывают геометрические фигуры. Линии двух типов, одна простая линия, а другая составлена из мелких треугольников (Рисунок.27).
  • Фрагмент венчика сосуда с прямыми стенками. Судя по фрагменту сосуд был баночной формы. Поверхность светло-темного цвета, лощеная. Сосуд не орнаментирован (Рисунок.27).
  • Фрагмент стенки сосуда. Вся площадь поверхности орнаментирована. Орнамент представлен большими треугольными фигурами, пространство внутри треугольников заполнено штампом. Штамп представляет собой вертикально расположенные насечки треугольной формы. Границы треугольных фигур дополнительно, по всему периметру, орнаментированы вертикальными насечками (Рисунок.27).
  • Фрагмент венчика. Поверхность серебристого цвета. На поверхности и в изломе хорошо видны крупные частицы примеси. Орнаментация представлена горизонтальным елочным орнаментом. У одной линии треугольников вершины ориентированы на право, у другой на лево (Рисунок.27).
  • Рисунок Б.27 - Орнаментированные фрагменты керамических сосудов. Юго-западный склон Фото 2

Для керамического комплекса поселений установлена несопоставимость с керамикой каких-то определенных памятников как неоэнеолитических, так и бронзовых. Исследователи отметили пережиточные неоэнеолитические черты в каменных и керамических материалах Токсанбая, связь металлических изделий с полтавкинско-катакомбным кругом и возможное взаимодействие с культурами юго-западного катакомбно-полтавкинского круга. В целом, по общему облику и по отдельным орнаментальным композициям, токсанбайской керамике близки комплексы Северного Прикаспия и Западного Казахстана, в какой-то степени она сопоставима с посудой памятников вольско-лбищенского типа лесостепного Поволжья [36, С. 66-114]. Токсанбайскую керамику характеризует многообразие аналогов в комплексах неоэнеоэлитических культур и эпохи ранней и средней бронзы и, одновременно, невозможность проведения прямых сопоставлений с какой-то конкретной культурой или конкретным памятником. Как форма сосудов, особенно моделировка венчиков и шеек, так и узор на них характеризуются чрезвычайным разнообразием и своеобразием (Рисунок 3–5). Но вместе с тем, по технико-типологическим признакам керамическая коллекция представляет собой единый культурный комплекс. Широко представленные разные способы орнаментации характеризовали смешанную традицию украшения сосудов в керамическом комплексе. Накольчатая и накольчато-отступающая техника нанесения орнамента, и в том числе в виде треугольников и острых наколов бытовала с эпохи неолита на северокаспийских памятниках, а гребенчатый орнамент был присущ для населения лесного Заруалья. Многокомпонентный характер материалов памятников отражает сложность процессов, связанных с формированием древностей токсанбайского типа, и пришлый характер населения оставившего его. Установлено, что инокультурный компонент, лежащий в основе формирования материалов Токсанбая, связан с территорией Доно-Волжского региона. Таким образом, культурная группа памятников, так называемого токсанбайского типа, объединенная своеобразной керамикой с характерными чертами, присущими только ей, а также каменные, металлические и костяные изделия, составляющие археологическую коллекцию, указывают на сложный многокомпонентный характер культуры населения, проживавшего здесь в течение длительного отрезка времени (Рисунок 28-35).

Баночные сосуды из поселения Токсанбай орнаментированы преимущественно «елочным» орнаментом. Границы венчика и предплечики разделены меандровым декором. Во фрагментах таких сосудов в изломе встречаются примеси ракушек. Орнамент нанесен мелким и крупнозубчатым штампом и прочерчиванием. Прямые аналогии данным типам сосудов, с характерными орнаментальными композициями встречаются в урало-поволжском регионе в вольско-лбищенских и полтавскинских типах керамики раннебронзового века [36, С. 66-114].

Среди керамического комплекса поселения Токсанбай так же получили распространение слабопрофилированные сосуды, орнаментированые «ромбами», «сеткой» и «косой решеткой». Эти орнаментальные традиций эпохи бронзы характерны для регионов лесостепной зоны Северной Евразии [37, С.37]. Они встречаются в уже упомянутых вольско-лбищенских памятниках и в керамическом комплексе срубной культуры Поволжья. Самые близкие аналоги на поселение срубной культуры Кибрит I. Радиоуглеродная датировка поселение Кибрит I вторая четверть II-го тысячелетия до н.э. (1740 – 1610 гг. до н.э.)[38, С.340-341].

Группа сосудов с расширенным туловом и выделенной шеей (сосуды горшечной формы). По предварительным статистическим данным занимает второе место по распространению на поселении Токсанбай. Поверхность орнаментирована крупными треугольниками вершинами верх. В изломе сосуда и на поверхности некоторых фрагментов видны примеси из раковины. Такой формы сосуды, с похожими орнаментальными композициями встречаются на памятниках Северного Прикаспии. Сосуды горшечной формы с крупными треугольными орнаментами обнаружены на позднеполтавкинском памятнике Шумаево II. Историко-культурная принадлежность Шумаево II, радиоуглеродная датировка охватывает период 3940±70 – 3810±25 ВР [39, С.17].

Сосуды орнаментированные треугольниками, «елочкой», пирамидами выполнеными гребенчатым штампом, встречаются в культурных слоях поселений средней бронзы Южного Урала (в синташтинских комплексах) [40, С.24].

Сравнительный анализ керамического комплекса поселения Токсанбай, показывает связь с культурами сопредельных территории. Первый и второй тип токсанбайской керамики сопоставимы с керамикой позднеполтавкинского, вольско-лбищенского и синташтинского типа. Соответственно данный строительный горизонт может датироваться второй половиной эпохи средней бронзы. Керамика поселения Токсанбай отчетлива, отражает проникновение волго-уральских традиций керамического производства в Прикаспий.

Третий и четвертый тип керамики из поселения Токсанбай, показывает большое типологическое и орнаментальное разнообразие. Скорее всего, это связано с многослойностью культурного слоя, а также разными хронологическими позициями строительных горизонтов. На уровне типологического анализа можно сказать, что тарные сосуды с раздутым туловом, орнаментированные только по венчику и тонкостенные сосуды вазовидной формы относится к эпохе поздней бронзы. В этот период на гончарную традицию поселения Токсанбай большое влияние оказывают позднебронзовые культуры с юга и юго-востока.

При изучении керамической коллекции поселения выявлена несопоставимость ее с керамическими комплексами каких-то определенных памятников как нео-энеолитических культур, так и культур эпохи бронзы. В публикациях материалов памятника, авторами уже отмечались пережиточные нео-энеолитические черты в каменных и керамических материалах Токсанбая, параллели металлических изделий с металлом полтавкинско-катакомбного круга и даже возможное взаимодействие с культурами юго-западного катакомбно-полтавкинского круга. Архаичность изделий поселения, как нам представляется, это не столько результат изоляции населения в труднодоступных регионах Устюрта, сколько проявление следов пережиточной культуры населения, пришедшего сюда из западных районов и вступившего во взаимодействие с местными племенами.

В рамках работы над материалами поселения была осуществлена научная стажировка на кафедре истории России и археологии Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского (г. Саратов Российская Федерация) (Рисунок. 62-63). Сроки стажировки: с «24» октября по «30» октября 2018 г. Количество дней: 6. Проведена работа с архивными и библиотечными фондами кафедры истории России и археологии Института истории и международных отношений, на сегодня обладающего наиболее полной коллекцией научной литературы посвященной истории, культуре, антропологии населения Урало-Поволжья от раннего до позднебронзового века включительно. Были проработаны более десятка ключевых публикаций, сборников статей, монографии и диссертации связанных с темой проекта, в том числе уже являющихся библиографической редкостью. Публикации оцифрованы и переведены в PDF формат, для дальнейшей работы по проекту.

Первый этап научной работы был связан с изучением материалов исследованных памятников, предшествующих эпохе бронзы периодов – неолита и энеолита. Можно отметить следующие важные работы, которые будут включены в библиографию. 1.Юдин А.И. Варфоломеевская стоянка и неолит степного Поволжья. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. – 200 с.

В отчете данной монографии в полном объеме рассмотрены материалы Варфоломеевской стоянки – уникального культурного явления для степей Юго-Восточной Европы. На основании изучения культурных горизонтов стоянки в данном научном труде определено культурно-хронологическое положение других стоянок степного Поволжья и охарактеризована орловская неолитическая культура: время ее существования, территория, генезис материального комплекса, погребальный обряд, искусство и вопросы хозяйственной деятельности. Стоит отметить, что Варфоломеевская стоянка это один из немногих поселенческих памятников степного Поволжья, который подвергся комплексному изучению специалистами различных естественно-научных дисциплин. На памятнике было выполнено геологическое описание культурного слоя с подстилающими горизонтами и произведена привязка к литологическим слоям реперных памятников региона, сделаны палинологические определения. Данная информация будет использована, для проведения сравнительного исследования с материалами поселения Токсанбай.

2.Юдин А.И. Поселение Кумыска и энеолит степного Поволжья. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2012. – 212 с.

В отчете представлены материалы многослойного поселения Кумыска, единственного стратифицированного энеолитического памятника степного Поволжья, и комплекса археологических памятников в окрестностях поселения по берегам р. Торгун. Важность данной библиографической единицы, заключается, в том, что в ней подведены итоги исследования всех энеолитических культур степного Поволжья, определена их культурная принадлежность, хронология. Анализируются памятники сопредельных регионов, особенно южных и юго-восточных также подвергаются рассмотрению в случае их культурной близости со степными нижневолжскими. Это степная полоса Волго-Уральского междуречья с Камыш-Самарским бессточным бассейном (реки Большой и Малый Узени), Северный Прикаспий (территория между р.Волга и р.Урал, прилегающая к Каспийскому морю) и Северо-Западный Прикаспий (Калмыкия).

На втором этапе научной работы, внимание было сосредоточено на материалах эпохи бронзы. Среди проанализированных публикаций можно выделить работу Юдина А.И. и Матюхина А.Д. «Раннесрубные курганные могильники Золотая Гора и Кочетное» (2006).

В монографии представлены материалы уникальных курганных могильников Золотая Гора и Кочетное, которые датируются ранним этапом развития срубной культуры эпохи бронзы. Это два закрытых и информативных комплекса, сооруженных за короткий временной отрезок, отражающих социальную стратификацию общества и хорошо увязывающихся с блоком синхронных культур начального этапа поздней бронзы степей Волго-Уралья и Волго-Донья. По итогам анализа материалов могильников Золотая Гора и Кочетное и новых комплексов раннее срубного и предшествующего времени предпринимается попытка выяснения культурной основы, на базе которой сформировалась срубная культура Нижнего Поволжья. Данные теоретические разработки и поставленные в них вопросы коррелируются с вопросами поставленными в проекте, один из которых связан с изучением процессов, которые привели к формированию населения Северо-Восточного Прикаспия, которое оставило памятники типа поселения Токсанбай.

Также в ходе работ с фондами изучены материалы археологического изучения Саратовского края и Поволжья в целом за период 90-х гг. XX в. – начала XXI в.

Археологическое наследие Саратовского края. Вып. 11. – Саратов: Издательство «Научная книга», 2013. – 260 с.

В одиннадцатом выпуске сборника опубликованы материалы полевых исследований эпохи бронзы. В список библиографии включены следующие публикации:

  • Каргин Ю.Ю. Зооморфный жезл из станицы Преображенской;
  • Лопатин В.А., Русина А.С. Абашевско-воронежское взаимодействие по керамическим материалам лесостепного Прихоперья;
  • Тихонов В.В. Курганный могильник Сторожёвка (исследования 2011 года);
  • Слонов В.Н. К проблеме боевого использования колесницы в лесостепи-степи Восточной Европы;
  • Юдин А.И. Курган у села Барановка на реке Иловле.

Интерес представляет сборник – Археологическое наследие Саратовского края. Вып. 12. – Саратов: 2014. – 182 с.

В список библиографии включены следующие публикации:

  • Хреков А.А. Неолитическое погребение на стоянке Разнобрычка в лесостепном Прихоперье;
  • Ставицкий В.В. К вопросу о соотношении остродонной и плоскодонной керамики елшанской культуры;
  • Шмелёв Д.Д. Исследования Сабуровского грунтового могильника в 2012-2013 гг.;
  • Юдин А.И. Курганы у села Алексеевка на реке Большой Аркадак;
  • Тихонов В.В., Шереметьев А.Г. Курганный могильник Репьевка I.

Наиболее важный материал был получен из монографии В.А. Лопатина «Начало эпохи поздней бронзы на севере Нижнего Поволжья» (2014).

В монографии рассматриваются ключевые вопросы культурогенеза начальной поры позднего бронзового века на северных территориях Нижнего Поволжья, Волго-Донского и Волго-Уральского междуречий. В книге представлены малоизвестные памятники, по материалам которых автор прослеживает процессы сложных поликомпонентных взаимодействий культурных групп, сыгравших решающую роль в сложении срубной культуры эпохи поздней бронзы Нижневолжского региона, а так же сопредельных территорий вплоть до Северо-Восточного Прикаспия.

Изучение таких памятников, как поселение Нижняя Красавка 2; поселение на р. Мокрая Песковатка; некрополь Песковатского поселения; грунтовый некрополь Смеловка 2; раннесрубные поселения степного Заволжья; поселение Чапаевка 2; поселение Трумбицкое; поселение Преображенка 1; Успенское поселение; поселение Чесноково 1; курган у Ивановского разъезда; Бородаевские курганы; курганный могильник «Светлое Озеро»; Низовские курганы; курганный могильник «Мессер V». Позволяют сделать выводы относительно нескольких важнейших векторов культурогенеза протекавших в степном регионе на рубеже III-II и начала II тысячелетия до н.э. – вольско-лбищенский вектор культурогенеза; воронежско-покровский вектор культурогенеза; абашевско-воронежское взаимодействие и др.

Для изучения поселения Токсанбай огромную роль играет понимание???, какие процессы приводят к вольско-лбищенскому вектору культурогенеза и как он повлиял на складывание культурных особенностей населения региона в эпоху бронзы. На основании полученных материалов можно говорить, что северо-восточный Прикаспий был включен в общий процесс становления новых т.н. «колесничих культур» от Северного Причерноморья до Центральной Азии. Данный процесс характеризовался ускоренной динамикой и яркой культурной мозаичностью.

Данные работы (научные статьи, монографии) посвящены исследованию памятников эпохи бронзы на территории Поволжья в разные годы. Публикации содержат сведения о поселенческих и погребальных памятниках II тыс. до н.э. Имеются данные о керамическом комплексе племен эпохи бронзы, орудиях труда, вооружении. Материалы будут привлекаться в качестве дополнительных источников при работе над первой главой запланированной в рамках работы над проектом научной монографии.

Одним из этапов научной работы командировки стало знакомство с материалами полевых исследований, том числе предметов выполненных из камня, бронзы и керамики. Обращено внимание на сходство керамического комплекса Токсанбай и раннебронзовых находок из поселений и могильников на территории Поволжья. Сделаны предварительные выводы о культурной близости населения Токсанбай и племен Волго-Уралья в III-II тыс. до н.э., при этом материалы Повольжья датируются несколько более ранним периодом, что позволяет говорить о направлении культурных импульсов с запада на восток в указанных хронологических рамках. Проведенная работа полностью соответствует тематике проекта, полученные данные будут использоваться для выявления аналогий и другой теоретической работе при анализе материалов поселения Токсанбай. На основании сравнительно подхода при работе с артефактами, будут указаны некоторые универсальные этно- и социокультурные тенденции, которые характеризуют пастушеские сообщества эпохи бронзы расселившиеся в конце III – начале II тысячелетия до н.э. на территории степной Евразии. Также были проведены камеральные и чертежные работы с коллекциями поселения Токсанбай. Итоги данной работы представлены в приложении (Рисунок. 36-41).